ТРЕТЕЙСЬКИЙ СУД

Постійно діючий

Коментар Голови Третейського суду АУБ Анатолія Жукова до прийнятих ВРУ законів (законопроекти №№ 4806, 5322, 6670-1), що стосуються діяльності третейських судів в Україні

        Законопроектами № № 4806, 5322 внесены изменения в Гражданский процессуальный и Хозяйственный процессуальные кодексы Украины  в части установления  порядка рассмотрения государственными судами заявлений о выдаче исполнительных документов на принудительное исполнение решений третейских судов  и - жалоб на решения третейских судов.
        Ранее государственные суды при рассмотрении жалоб на решения третейского суда и заявлений о выдаче исполнительных документов на принудительное исполнение решений третейского суда руководствовались  нормами Закона «О третейских судах» и общими правилами рассмотрения заявлений и жалоб в судах. С точки зрения сложившиеся в Украине системы кодификации правовых норм  такая ситуация была не нормальной, т.к.  процессуальные нормы,  устанавливающие порядок рассмотрения государственными судами различных заявлений и жалоб должны  излагаться в соответствующих процессуальных кодексах.
        Законопроект содержит перечень оснований, по которым государственный суд может отказать в выдаче исполнительного документа на решение третейского суда и – основания для удовлетворения жалобы на решение третейского суда. Большинство из этих оснований повторяют нормы статей  51, 56 Закона «О третейских судах».
        Новацией законопроекта является установление платы за рассмотрение заявлений о выдаче исполнительного документа и жалоб на решения третейских судов. Однако конкретный размер этой платы законопроектами  не установлен. В  Заключительных положениях этих законопроектов предусмотрено, что Кабинет Министров Украины в месячный срок со дня вступления в силу этих законов должен подать соответствующие предложения в ВРУ по внесению изменений в Декрет Кабинета Министров  Украины «О гос. пошлине». Таким образом, до внесения соответствующих изменений в этот Декрет заявления о выдаче исполнительного документа и жалобы на решения третейских судов должны  рассматриваться государственными судами, как и прежде, без оплаты гос. пошлины.

        Законопроектом № 6670-1 из компетенции третейских судов исключены споры о защите прав потребителей, в том числе потребителей услуг банка ( кредитного союза).
        Принятие этого законопроекта отражает наметившуюся за последние 2 года негативную тенденцию ограничения компетенции третейских судов. 
        Фактически законопроект исключает для граждан-потребителей возможность выбора потребителем государственного или негосударственного суда, в котором гражданин мог бы рассмотреть свой иск. Граждане-потребители с вступлением в силу этого закона  лишаются возможности рассмотреть свои иск по ускоренной процедуре в третейском суде. Возможно, принятие этого закона вызвано жалобами граждан–потребителей, которые не удовлетворены отдельными решениями третейских судов. Однако статистика отмены решений третейских судов государственными судами показывает, что количество отмененных решений третейских судов в процентном отношении к общему количеству принятых этими судами решений значительно меньше,  чем количество отмененных решений государственных судов. 
        В связи с принятием этого закона актуальным является вопрос о том как разграничить споры о защите прав потребителей , в том числе потребителей услуг банка (кредитного союза) от споров связанных с исполнением кредитных договоров, заключенных банком с физическим лицом.
       Ответ на этот вопрос можно найти в «Узагальненні судової практики розгляду цивільних справ, які виникають з кредитних правовідносин (2009-2010 рр.)» подготовленного Верховным судом Украины (см http://www.scourt.gov.ua/).
       Как сказано в этом «Узагальненні» «застосування Закону України «Про захист прав споживачів» до спорів, які виникають з кредитних правовідносин, можливе в тому разі, якщо предметом і підставою позову є питання надання інформації споживачеві про умови отримання кредиту, типи відсоткової ставки, валютні ризики, процедура виконання договору тощо, які передують укладенню договору. Після укладення договору між сторонами виникають кредитні правовідносини, тому до спорів щодо виконання цього договору цей закон не може застосовуватись, а застосуванню підлягає спеціальне законодавство в системі кредитування». 


2011-02-16